Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях


Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми доводит до сведения населения информацию о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации.

Единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении установлен Инструкцией о  порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72.

Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному приему во всех следственных органах Следственного комитета.

Правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлении в соответствии с требованиями УПК РФ являются:

а) руководители следственных органов (следственных подразделений) – должностные лица, возглавляющие соответствующие следственные органы следственного комитета или их подразделения, к компетенции которых отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление полномочий руководителя следственного органа, предусмотренные статьей 39 УПК РФ, по осуществлению процессуального контроля, а также их заместителей;

б) старшие следователи по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации,  старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие следователи, следователи.

Старшие следователи-криминалисты, следователи-криминалисты осуществляют оформление сообщений о преступлении при наличии соответствующего поручения руководителя следственного органа Следственного комитета.

Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов Следственного комитета.

Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа заявителю в приеме от него заявления о преступлении следователем, руководителем следственного органа либо его заместителем, не привлеченным к дежурству.

Прием руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них сообщения о преступлении осуществляется незамедлительно.

Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями ч.1 ст.11 УПК РФ должно быть разъяснено право, предусмотренное ч.1 ст.141 УПК РФ, на подачу письменного заявления о преступлении.

Письменное заявление о преступлении в соответствии с ч.2 ст.141 УПК РФ должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении на основании ч.3 ст.141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе содержатся данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность, а также в соответствии с ч.6 ст.141 УПК РФ, отметку о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая удостоверяется подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч.4 ст.141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. При этом в протоколе также делается отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании ч.5 ст.141 УПК РФ оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном ст.143 УПК РФ.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в  письменном, так и устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении могут быть получены из иных источников, в том числе: средств массовой информации; обращений и жалобы граждан;  обращений государственных и иных организаций; информации, переданная по телефону, телеграфу и иными средствами связи..

В соответствии со ст. 143 УПК РФ при обнаружении в сообщении, полученном из иных источников, информации об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления, правомочным должным лицом составляется соответствующий рапорт.

Аналогичный рапорт составляется также при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица,  которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо  по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам согласно ч.4 ст.20 УПК РФ относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч.4 ст.144 УПК РФ). Таким документом является  талон-уведомление о принятии и регистрации явления о преступлении  с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и данных о принявшем его лица, который выдается заявителю под роспись в талоне-корешке.

Поступившие в следственный орган Следственного комитета анонимные сообщения о преступлении в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Если указанная в таких сообщениях информация о совершенном или готовящемся преступлении требует незамедлительной проверки, то она по решению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя должна быть немедленно передана по принадлежности  в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность или иной государственный орган в соответствии с компетенцией.